2013

Север Вьетнама в июне 2015. Часть 2. Сапа.

Если вдруг вы пропустили первую часть, то она здесь http://alyssa-jane.livejournal.com/138071.html
А теперь продолжаю рассказывать о своем путешествии

День 3. Сапа и деревня Кат Кат

Из Ханоя до Lao Kai около 300 км, но это расстояние поезд преодолевает за 8,5 часов. Едет медленно, сильно трясет из стороны в сторону. Спала плохо, только под утро начала глубоко проваливаться в сон, но уже было пора вставать. Прибыли на станцию в 6:20 утра.
Из вокзала я вышла на автостанцию, где местные начали наперебой предлагать трансферы до горной деревеньки Сапа. Т.к. я мялась и грозила поехать на локал басе, сделали скидки с 200 000 до 150 000 донг и усадили в минивен. И еще час в пути по горному серпантину.

И вот я в городке Сапа, о котором так давно мечтала!

Я приехала в отель в 8:30. Я даже не надеялась, что мне позволят заселиться раньше, но мало того, что мне сказали, что комната только что освободилась, так еще и бесплатно проапгрейдили до delux, хотя я бронировала и оплачивала superior. Я там прям как дите прыгала и хлопала в ладоши от радости. В общем, номер у меня шикарный, и Сапу я уже люблю :)

Отель Hmong Sapa Hotel стоил безумно дорого для Вьетнама, но уж очень мне приглянулся. И отзывы были восторженные на трипэдвайзере и агоде. $98 с завтраком и всеми налогами за 2 ночи за двоих.
Но не думайте, что во Вьетнаме такое дорогое проживание - полно приличных чистых гостиниц от 15-20$ в сутки. Просто хотелось красивых отелей и могла себе это позволить.

Стоит на склоне, изо всех номеров прекрасный вид, персонал невероятно приветлив, отзывчив и щедр. Проапгрейдили номер, засели рано и разрешили освободить номер в последний день в 5 вечера. От центра идти не более 5 минут. В общем, ни разу не пожалела, что здесь остановилась! Отель стоит своих денег.

А вот вид из моего номера:

Если на третий день путешествия начинают спадать штаны, значит, отпуск проходит правильно. Но вот когда силы покидают, надо срочно восполнять их. В Сапе полно ресторанов. Я выбрала тот, у которого приглянулась терраса - нравится мне здесь, в Азии, кушать а улице у дороги :) Сголодухи заказала 2 блюда, а мне притащили такие щедрые порции, что 4ых можно было бы накормить!
Во Вьетнаме, кстати, везде мне было вкусно. К сожалению, из-за больного живота мне нельзя ничего острого и еще кучу всего, поэтому я вынуждена выбирать рестораны с более европеезированной кухней, хотя с больше радостью бы кушала в недорогих забегаловках для местных. В среднем я кушала в день на 150 000 - 200 000 VND (370 - 500 руб. - а ведь до падения рубля ровно в 2 раза дешевле было, эх)

Мне кажется, что это был не один день, в два - уже столько уже впечатлений. Я решила не идти сразу после обеда в отель, хотя очень хотелось вздремнуть хоть часик, а пройтись минут 30 по городу. Утром шел дождь и было очень туманно, а тут погода улучшилась. В итоге отдыхать я не пошла, а 3 часа лазила по Dragon Mountain (по-вьетнамски Ham Rong).

Свернула с основной улицы, по ступеням наверх.

Вдоль торговых рядов

Мммм, кукурузка

Потом через парк

Там много ступеней и путей. И очень живописно.

Нереальный кайф бродить по таким проходам в полном уединении, тишине...

С этой горы должен открываться отличный вид на город, но пока я поднималась, на Сапу упало облако.

Чувствуя себя ежиком в тумане, я прошла вдоль и поперек, в какой-то момент заблудилась, набрела на страшную лающую собаку. Я попыталась с ней поговорить и успокоить, а она так перепугалась моего голоса, что убежала поджав хвост. Мне даже неудобно стало: я страшная такая или она русской речи не поняла, смутилась и убежала? В общем, я выбралась еле живая с этих ступенек. Побрела в отель, т.к. у меня все девайсы сели. И что вы думаете? Солнце начало выглядывать! Пришлось опять отложить отдых, зарядить все хоть частично за полчасика и бежать куда-нибудь еще. Мне кажется, тут вы можете понять, почему я поехала одна и не стала звать подруг - у меня шило в *опе, когда я в новой стране, и такой "отдых" мало кому покажется приятным )))

Времени было уже 4, поэтому далеко не уйти, и я двинулась к ближайшей деревне Cat Cat. Самое туристическое место тут - дотопала из города за 30 минут. Это вообще не деревня - это огромная торговая улица среди пары НЕживописных рисовых террас. Порадовали бесчисленные ступеньки и ребятня, которую я втихоря фотографировала. Но если они замечали камеру, то прятались.

Вход в деревню - 40 000 VND ($2)
Мне не понравилось тут вообще - думаю, это место можно смело пропустить и не тратить на него время, т.к. вокруг столько интересно и красивого.

Время было к закату, поэтому я решила не рисковать застрять где-нибудь на неосвещаемой дороге в темноте и с радостью приняла предложение байкера подкинуть меня до отеля за 50 000 VND ($2.5), хотя изначально он хотел 80 000. Ох, и страшно же это кататься по раздолбанной размытой дороге над обрывом. Но все ок - ехали аккуратно. Солнце почти село, поэтому теперь я точно отдохну )))

День 4. Сапа и деревня Та Фин.

Планировала сегодня поспать часов 9, чтобы выспаться наконец-то. Легла пораньше, но проснулась посреди ночи - мой организм решил, что поспать 4 часа вполне достаточно. За окном лило, как из ведра, сверкало и тут же раскаты грома. Я на высоте 1600 м, поэтому вид за окном был как из самолета - смотрела, как быстро плывут облака, подсвещиваемые частыми вспышками молнии. Я лежала так полтора часа, глядя на тучи. В итоге пришлось закрыть окна, занавесить шторы и все же продолжить спать.

Этим утром снова ощущала себя ёжиком в тумане. Но есть в этом своё очарование.

Хотя сидеть в облаке быстро надоедает. Сходила в маркет, купила чая и печенек. Жевала вкусности, глядя в белую мглу. А так гулять хотелось!!!
Прогноз погоды обещал дожди на весь день, но уже в полдень стало развеиваться.
В Сапе дневной тур стоит, кажется, 15$ - это трансфер, гид, возможно, обед. Но сдался мне гид с группой туристов. Хочу ходить, где хочу и сколько хочу. И вообще, что за трекинг на машине! Изучив карту, я выдвинулась одна. До деревни всего 10 км - я что сама не дойду что ли? В городе постоянно пристают девушки, торгующие украшениями, и предлагают с ними прогуляться до их деревень. Как только они узнавали, куда я собираюсь, сразу их желание проводить меня отпадало и они исчезали ))))) не дураки ведь )))

Погода улыбнулась мне. Вместо обещанного дождя в полдень показалось голубое небо. В итоге я на радостях прошла 15 км по горам за 5 часов. Дошла до далекой деревни Ta Phin, где живет народность Red zao.

Выйдя из города я тут же увидела, как обжаривают собаку у дороги. Да, тут их едят. К счастью, это был единственный неприятный момент за день.

Первые 5 км были легким по асфальтированной дороге, а потом поворот к деревне и уже в гору по разбитой дороге км 5-6 - вот это было тяжело. Времени 1, 2, 3 часа. Солнце жарило невыносимо, потела ужасно. Пить нельзя, т.к. туалетов не будет, а с кустами туго - одни рисовые поля в воде. Время от времени меня обгоняли минивены с туристами и за весь день я не повстречала ни одного пешего дурня, типа меня ))))

Уже очень скоро пейзажи стали невероятно живописными.

А еще всюду бабочки

Как всегда в Азии, на байк умещается вся семья.

Детишки играют у дороги, иногда немного плетутся за мной.

Сама дорога простая, хоть и гористая, но из-за жары идти было очень тяжело, поэтому иногда делала привалы на пару минут и просто любовалась пейзажами.

Вот она эта зелень, ради которой я приехала во Вьетнам именно в июне - время когда высаживают рассаду риса.

Путеводители в один голос твердят, что Сапу нужно посещать осенью или весной, но в это время террасы без зелени, а судя по отчетам, город на несколько дней накрывают непроглядные туманы. Перерыв весь интернет, я поняла, что наиболее удачная погода именно в июне, когда туманы и дожди лишь утром и вечером, а днем светит солнышко. И я не ошиблась. Погода была именно такой, на которую я рассчитывала. И в очередной раз убедилась, что отзывы путешественников куда полезнее, чем всякие lonely planet.

Отпуск по уходу за ребенком? Деревенские жители о таком не слышали.

Не знаю, чего довольная такая - идти-то еще 3 км

Несколько раз парни на байках предлагали подвезти. Ох, как хотелось согласиться на такой жаре, но ненавижу что-то делать не до конца. Сказала дойду, значит, должна дойти. А чем дальше, тем красивее виды, а они вдохновляют и заставляют ноги двигаться. Я шла уже 3,5 часа, как неожиданно оказалась перед входом. Билет в деревню стоил 30 000 vnd ($1,5). Ко мне тут подбежала девушка из народности Red zao и предложила показать мне её родную деревню Ta Phin, за что я пообещалась потом купить что-нибудь из её поделок.

Бедная девушка Манмэй - она не знала, что с чекнутой белой ей придется лазить в свинарники, перелезать через заборы. Полтора часа она меня терпеливо сопровождала, завела в 2 дома, показала весь быт.

Дома больше похоже на сараи. Стены дырявые, пол - земля, сверху полки - там припасы риса и кукурузы на зиму. А ведь зимой в этих краях температура может и но нуля опускаться.

Как видите, такие одежды - это не на потеху туристам. Это действительно то, в чем они ходят, в чем работают на полях. И это меня так восхищает! Восхищает возможность бывать в местах, где еще настолько живы традиции!

Манмэй отвечала на мои бесконечные вопросы, типа
- что зачем дома (представляете, у зао всегда 3 кухни в доме. Моя сопровождающая очень плохо говорит по-английски, поэтому так и не объяснила, зачем 3-то),
- как содержится скот (у них же зимой до нуля иногда опускается температура. Они сами в сараях живут, поэтому негде им содержать скотину, так что не держат их дольше теплого сезона),
- сколько раз урожай (один раз в год. В основном на полях рис и кукуруза),
- почему нет красивых женщин в деревне, как на картинках (потому что летом слишком много работы в полях, а зимой они на потеху туристам рукодельничают и крутятся вокруг них в надежде продать что-то).

В общем она так старалась, такая молодец. Я купила у нее вышитую вручную сумочку и косметичку, даже торговаться не стала, потому что 500 рублей она попросила и даже браслет подарила. Обычно я жалею, если трачу деньги на сувениры, а тут прям думаю, надо было нее еще чего-нибудь купить - так она мне понравилась. Да и вообще эти люди. Вот представьте, если в русскую деревню (не дачу, а именно деревню - я была в таких и знаю, что говорю) зайдет какой-нибудь иностранец, будет между грядок ходить, в хлеву поросят считать, в избу в обувь, детей пофотографирует - да его метлой погонят в лучшем случае, а потом заборы еще выше построят. А тут все с улыбкой, приглашают, усаживают, деток выводят и просят не капризничать, а стоять и фотаться. И ведь бесплатно это.

Я не ожидала такого и даже не прихватила детям угощений. Развлекала их только совместными селфи и показывала фото на экранчике.

Все девушки, работающие с туристами, вечером собрались у входа в деревню. Посидела немного с ними, попила водичку.

В 5:30 я решила, что надо ехать, пока не стемнело. Манмэй договорилась с приятелем, что он довезет меня до Сапы за 80 000 vnd (рублей 200, кажется). Молодой человек, что на фото выше - тот, что постарше))) Он ни слова не говорил по-английски, но я жестами объяснила, что ехать со мной надо тихонько, а то я боюсь на этих их горных дорогах. Он вез меня так аккуратно и спокойно. От него пахло деревней: коровьем молоком и древесиной. Рисовые террасы, заполненные водой, мерцали в лучах заходящего солнца. В такие минуты мир кажется особенно приятным и добрым. День удался!

В Сапе я сразу пошла кушать, а потом в отель на ватных ногах.

Если вы соберетесь в Ta Phin, не советую идти пешком. Или хотя бы доехать до поворота в Taphin, где продают входные билеты за 30 000 vnd ($1.5), а потом гулять, т.к. раньше интересных видов нет. А лучше всего ехать на арендованных байке самим - быстро с ветерком и остановками в понравившихся местах. Дорога до поворота хорошая, машин мало. После поворота дорога - раздолбанный асфальт, но в сухую погоду для байка отлично.
Я вот на байке не умею, а изначально планировала маршрут для поездки с мужем, но т.к. он не со мной, пришлось пешочком.

И отдельным пунктом: боже, трекинговые ботинки - это такой кайф! Никогда раньше таковых не имела, а купила себе накануне поездки - 15 км по горам, а ноги просто пели.

Пост получается очень длинным, поэтому продолжение про Сапу в следующий раз.

Часть 3. Сапа и деревня Лао Чай
Часть 4. Нинь Бинь, Ханой.
Tags: ,
Ничего личного, но я вот как-то переживаю что ли ехать с незнакомыми. Ну, а вдруг не сойдемся характерами - я очень люблю, когда в отпуске всё так, как я хочу и никак иначе ))) Поэтому мне как-то спокойнее было поехать одной :)
Re: Reply to your comment in "Север Вьетнама в июне 2015. Часть 2. Сапа.
если честно, я тоже предпочитаю путешествовать один, группы не люблю

вы на море поедете в конце августа куда-нибудь?
Евгений, нет, не планирую. Я вообще не люблю уезжать из России летом - мне нравится на родине, когда тепло. Это я ради горной Сапы сделала исключение, а то там зимой тоже очень холодно. Я обычно зимой катаюсь погреться в теплые края, т.к. холода ненавижу.
Спасибо! Собираемся на НГ во Вьетнам, Сапа обязательна к посещению. Жду продолжения рассказов.
Спасибо большое!!! Дописываю уже, так что постараюсь на следующей недельке опубликовать :)
Когда готовился к поездке в Швейцарию, то понял, что полагаться на путеводители не стоит. Уже несколько лет для подготовки к поездкам читаю Винского и блоги в LJ. Получается нагляднее и лучше.
Напоминает ли, что нибудь во Вьетнаме о годах воины с США?
Михаил, вот и я последние несколько раз путеводители не читала, а пользовалась теми же самыми жж, форумом винского + трипэдвайзер. Это интереснее и правдивее.
О войне в сша напоминания есть на юге, в хошимине, а я там в этот раз не побывала. На севере напоминает только сувернирная продукция: военные шмотки и вещи, и надписи/рисунки на блокнотах :)
Ой, как же мне нравится! И фото такие крутые ♥
Спасибо большое! А как же мне приятно получать такие комментарии! :)
Алеся, ты действительно сумасшедшая:-)) Но мне это ТАК нравится! Топать 15 км пешком - это совершенно по-нашему:-))
Вот бег не моё, а ходить могу просто бесконечно, мне кажется, - даже по такой жаре и по горам :) В этот раз никто меня не сдерживал, вот и гуляла целыми днями :)
Какая красота! Вид из номера просто сказочный :)
Фотографии и рассказ очень понравились :)
Спасибо большое, Кристин!!!
Отель ради вида и выбрала, и не жалею, что за это пришлось переплатить :)
Как всё интересно!
И понимаю тебя про шило ;) Мы вот тоже на месте усидеть не можем, поэтому сложно с кем-то в такие путешествия ехать.
Это я заметило, что шило у вас тоже есть и так же остро колет )))) Я считаю, что полежать, физически отдохнуть, всегда можно и в обычный выходной дома - какой смысл для этого куда-то ехать/лететь? А вот с новой страной всё же хочется познакомиться поближе и копнуть поглубже :)
Хороший пост!
Как будто с Вами 15 км прошел и не устал даже :)
Евгений, спасибо большое!
Как здорово, есть возможность поделиться своими эмоциями и впечатлениями от посещения таких прекрасных мест :)